В данной статье описан процесс настройки ролей для модуля Budgeting Business Solution.

Введение

Всего можно выделить четыре основных этапа настройки решения. Порядок выполнения данных этапов может быть любым, и, как показывает практика, часто может происходить одновременно.

Основные этапы интеграции функционала

Настройка ролей является одним из самых важных и длительных этапов в процессе внедрении модуля Budgeting Business Solution. На данном этапе моделируется структура ролей для пользователей, участвующих в процессе бюджетирования в соответствии с бюджетным регламентом.

Определяется:

Основные возможности модуля

Функционал настройки ролей состоит из четырех блоков, каждый из которых отвечает за определенный тип доступа к документам участвующим в процессе бюджетирования.

Функциональные блоки

Описание функциональных блоков:

Механизм ролей модуля бюджетирования основывается на механизме стандартных ролей Microsoft Dynamics NAV. Т.е. для назначения прав доступа достаточно присвоить соответствующую роль пользователю в Microsoft Dynamics NAV > Сервис >Защита >Логины БД (Логины Windows).

Настройка ролей

Все роли, относящиеся непосредственно бюджетированию, рекомендуется группировать вместе, путем присвоения одинакового префикса. Это может значительно упростить процесс настройки прав доступа в дальнейшем.

В модуле реализована дополнительная настройка для самих ролей, которая не пересекается со стандартным функционалом, а дополняет его. Если рассматривать уровни прав относительно друг друга, то можно представить их соотношение в вид схемы.

Соотнесение ролей

С помощью данной совокупности механизмов модуль Budgeting Business Solution позволяет создать любую модель разграничения доступа.

Последовательность настройки прав

Хотя придерживаться последовательности настройки не обязательно, рекомендуем следовать некоторым общим правилам.

  1. Назначить пользователям стандартные роли Microsoft Dynamics NAV, обеспечивая тем самым базовую возможность работы с модулем.
  2. Создать бюджетные роли, регламентирующие правила доступа пользователей к содержимому документов, например бюджету. Создавая данные роли необходимо опираться на структуру компании и регламент бюджетирования. Данный этап может занять некоторое время, которое, в основном, будет затрачено на формализацию структуры и детальную проработку самих ролей.
  3. Доступ к бюджетам. Необходимо определить список сотрудников имеющих доступ к определенным бюджетам.
  4. Настроить стадии согласования основных документов (заявки в бюджет, бюджет, заявки на оплату).

Стандартные роли Microsoft Dynamics NAV

Назначение стандартных ролей пользователям является самым первым шагом в общем процессе настройки. Стандартные роли обеспечивают доступ к объектам приложения Microsoft Dynamics NAV, таким как таблицы, формы, отчеты и кодеюниты. Они определяют доступ на уровне интерфейса пользователя. Это может быть доступ к журналу заявок в бюджет, доступ к журналу заявок на оплату, форме бюджета ит.д. Данные роли дают возможность работы с самим документом, без учета разграничения прав на его содержимое.

Например, присваивая роль БЮДЖЕТ__ЗОПЛ, мы даем право пользователю запустить форму и использовать таблицу журнала заявок на оплату. Но в данной форме он не сможет увидеть сами заявки, т.к. у него могут отсутствовать права на содержимое журнала.

Стандартные роли

Список предварительно настроенных ролей.

БЮДЖЕТ__ВСЕ

Базовая роль, которая назначается всем пользователям модуля Бюджетирование. Содержит права доступа к основным, общим таблицам и формам.

БЮДЖЕТ__ЗОПЛ

Роль для работы с заявками на оплату

БЮДЖЕТ__ЗАЯВБЮДЖ

Роль для работы с заявками в бюджет.

БЮДЖЕТ__НАСТРОЙКА

Настройка модуля Budgeting Business Solution. Создание бюджетов, статей, настройка ролей и т.д.

БЮДЖЕТ__РЕДАКТИР

Создание и Редактирование бюджета.

БЮДЖЕТ__ПОДБОРЗАЯВОК

Подбор заявок в бюджет.

Любому пользователю, работающему с модулем, необходимо присвоить соответствующие стандартные роли.

Бюджетные роли

Данный тип ролей существенно отличается от стандартных ролей Microsoft Dynamics NAV хотя и основывается на них. Механизм бюджетных ролей предназначен для ограничения доступа к информации в разрезе определенных аналитик. Данный механизм является отражением основного принципа бюджетирования заложенного в Budgeting Business Solution - многомерное бюджетирование, что позволяет гибко настраивать права доступа к определенным аналитическим разрезам.

Данные роли определяют доступ к содержимому документов бюджетирования:

Принципы настройки бюджетных ролей можно представить в виде куба, представляющего собой определенный вид доступа к информации. Рассмотрим пример, когда необходимо ограничить доступ к информации в разрезе 3 измерений: Статья бюджета, ЦФО и Проект. Выбор трех измерений не является ограничением системы и представлен как наиболее показательный. В общем случае система позволяет настраивать права доступа в разрезе 8 измерений и в любых сочетаниях.

Структура настройки на примере 3 измерений:

Структура настройки

Допустим, у нас есть набор статей бюджета, список ЦФО и набор проектов, в рамках которых ведется бюджетирование. Настраивая бюджетные роли, мы фактически обеспечиваем доступ к определенным разрезам нашего куба.

Так руководителю производственно отдела необходимо дать возможность редактировать только определенный набор статей бюджета, относящихся к производству, но по бюджетам всех ЦФО и без разбиения по проекту.

Руководителю проекта А необходимо бюджетировать и анализировать только бюджет по своему проекту, вне зависимости от ЦФО и по всем статьям, т.е. анализ бюджета по проекту в целом.

Общая модель настройки данных прав доступа для них будет выглядеть так:

Пример структуры настройки бюджета (1)

Права пользователя будут ограничены в соответствии с настроенным слоем, что исключает неправомерный доступ к конфиденциальной информации.

Руководители ЦФО 1 и ЦФО 2 должны иметь доступ к своему бюджету в целом, вне зависимости от проекта и по всем статьям, но только по определенному ЦФО. Соответственно их разрешенный слой будет выглядеть следующим образом.

Пример структуры настройки бюджета (2)

Настройка бюджетных ролей в Budgeting Business Solution.

Первый шаг, необходимо создать стандартную роль Microsoft Dynamics NAV

Microsoft Dynamics NAV > Сервис > Защита > Роли

Создание новой роли бюджетирования

Права доступа к объектам Microsoft Dynamics NAV настраивать не нужно.

Далее Microsoft Dynamics NAV >Бюджетирование >Настройка > Настройка Ролей Бюджетирования. В появившемся окне происходит настройка прав доступ к определенным разрезам бюджета. Разрезы устанавливаются с помощью установки соответстующих измерений в строках и столбцах.

Настройка производственной роли

Далее необходимо выбрать в поле Код Роли, созданную роль, которая станет бюджетной ролью. Для корректного задания прав необходимо определить тот вид, который будет настроен. Т.е. в столбцах и строках необходимо выбрать соответствующие измерения.

В текущем представлении мы работаем только с двумя измерениями (измерение в столбцах и в строках) для корректной настройки трех и более измерений необходимо использовать фильтры в верхней части окна. Устанавливая фильтр по определенному измерению, мы выбираем определенный слой куба для настройки.

Например:
В строках: Статьи Бюджета
В столбцах: ЦФО

Заполняя поле Проект Фильтр, мы будем устанавливать права доступа к определенным статьям, определенных ЦФО, но только в рамках выбранного проекта.

Для установки права необходимо нажать мышкой на пересечении соответствующих измерений. Так для настройки роли руководителя производственного отдела необходимо выполнить настройку подобной представленной на рисунке.

Настройка производственной роли

В данном окне можно не только настроить саму роль, но и присвоить ее пользователям. Для этого предназначены два поля Пользователи Роли и Windows Пользователи Роли, раскрывая которые попадаем в стандартный механизм Microsoft Dynamics NAV назначения ролей.

Для упрощения и ускорения процесса настройки в случаях, когда необходимо исключить какие либо разрезы для доступа созданы две функции Установить Все и Снять Все.

Данные функции полезны, когда необходимо дать доступ ко всем статьям бюджета кроме одной. В этом случае мы запускаем функцию Установить Все, а затем снимаем галку на нужном нам разрезе измерений.

Права доступа к бюджетам

Если стандартные роли Microsoft Dynamics NAV дают право на запуск формы бюджета, то механизм прав доступа к бюджетам определяет список тех бюджетов, которые пользователь может открывать и редактировать. При этом также учитываются права на доступ к содержимому бюджета, задаваемому бюджетными ролями.

Например, хотя пользователь и имеет право доступа к консолидированному бюджету, суммы он увидит только те, которые соответствуют его правам, т.е. определенный слой бюджета.

Например, руководителю производственного отдела для анализа производственных затрат необходимо иметь доступ во все бюджеты включая и консолидированный, но данные которые он может видеть будут ограниченным настроенным для него списком статей.

Пользователю можно настроить доступ к любому количеству бюджетов.

Доступ к бюджетам

Назначение пользователей для бюджета. Microsoft Dynamics NAV >Бюджетирование > Карточка Бюджета > Бюджет > Пользователи

Доступ к бюджетам

В окне Пользователи Бюджета необходимо определить пользователей, которым будет разрешено работать с данным бюджетом.

Доступ к бюджетам

Настройка для всех бюджетов также доступна: Microsoft Dynamics NAV >Бюджетирование > Настройка > Пользователи Бюджета

Отличие состоит в том, что в данной настройке представлена информация обо всех пользователях всех бюджетов.

Доступ к бюджетам

Данную настройку удобно применять, когда необходимо определить все бюджеты выбранного пользователя.

Права на согласование и утверждение документов

Данная функциональность обеспечивается модулем DocFlow NAV.

 

По вопросам связанным с данным модулем пишите: Олегу Лобакову.
С радостью ответим на все ваши вопросы.